Как устроен “Оппенгеймер”: структура фильма и операторская работа

Если вы хоть немного следите за кино, то вероятно уже слышали о фильме, который стал главным хитом этого года, – “Оппенгеймере”. Он погружает нас в историю создания атомной бомбы и жизнь ее создателя Роберта Оппенгеймера. Рассказываем, как устроен фильм и почему Кристофер Нолан остается одним из лучших режиссеров XXI века. 

Структура фильма

Нолан, как всегда, создает фильмы с уникальным видением. Несмотря на то, что “Оппенгеймер” может показаться простой биографической драмой, на самом деле представляет собой глубокое погружение в жизнь двух главных персонажей. Одним из них является сам Оппенгеймер (Киллиан Мерфи), а другим – Раус (Роберт Дауни-младший), глава комиссии по атомной энергии. Именно на их противостоянии и разворачивается весь сюжет фильма.

Кадр из фильма “Оппенгеймер”

Фильм структурирован с учетом логики устной речи. Подобный прием использовался в прошлых картинах Нолана, где повествование не всегда линейно, а скорее подчиняется содержанию диалогов. Это создает эффект неожиданности, выходящий за рамки обычного биографического фильма и придавая ему художественную глубину.

Не смотря на то, что фильм “Оппенгеймер” мог бы легко угодить в жанр биографической драмы и превратиться в пересказ Википедии, Кристофер Нолан создает потрясающий поток сознания. Структура фильма симметрична: ключевые моменты и образы повторяются, но в разных контекстах. Например, разговор Эйнштейна с Оппенгеймером в начале фильма переосмысливается в финале, из-за чего он раскрывается с совершенно другой стороны.

Визуальная работа

Что делает фильм особенным, так это то, как Нолан играет со стилем и техникой. Он использует цветовое сегментирование, чтобы дать две разные точки зрения на события: черно-белую – объективную и цветную – субъективную. «Оппенгеймер» не просто фильм о создании атомной бомбы – это история о столкновении масштабных личностей, конфликте национальных и личных интересов и сложных моральных дилеммах. 

Кадр из фильма “Оппенгеймер”

Искусство визуальной работы Нолана в “Оппенгеймере” – более импрессионистское. В сценах, связанных с Оппенгеймером, мы видим динамичное визуальное повествование с активной музыкальной поддержкой, тогда как у Штрауса звучат более спокойные мотивы. Нолан умело подсаживает зрителя в мысли героев, визуально отображая то, о чем идет речь в диалогах. Некоторые критики возмущались, что не показаны последствия ядерных ударов по Японии. Но такой выбор логичен, учитывая фокус на внутреннем мире Оппенгеймера и Штрауса.

Нолан мастерски визуализирует ключевой момент фильма – первое испытание ядерное бомбы – повторяя его через призму разных героев, чтобы передать его силу и значимость. Одна из наиболее ярких сцен – момент атомного взрыва, где тишина передает безмолвный ужас трагедии Хиросимы и Нагасаки.

Кадр из фильма "Оппенгеймер"
Кадр из фильма “Оппенгеймер”

Хотя картина полна диалогами о советских шпионах, квантовой физике и американской политике, визуальная экспрессия выходит на первый план. Нолан использует крупные планы и эпическую музыку, чтобы привлечь зрителя, но не забывая важность диалогов. Техника съемки диалогов, характерная для Нолана, позволяет сохранить визуальную динамику и вовлеченность зрителя в происходящее.

Статьи по теме:

Нолан умело использует монтажные приемы, удерживая цепочку ассоциаций и не давая зрителям отвлечься. Каждая сцена перекладывает новую информацию и глубже погружает в события. 

Интересно, что в фильме есть сквозные образы. Например, капли дождя, рифмующиеся с представлениями о квантовом мире. Это уже стало традицией для режиссера – использовать незначительные образы для лучшего понимания сложных понятий. 

Тема фильма

В контексте творчества Нолана, “Оппенгеймер” продолжает темы его предыдущих работ, рассматривая сложность мужских персонажей и их внутренние травмы. Это не просто биографический фильм, а история о гении, который, стремясь к признанию и славе, не способен справиться с собственными творениями.

Роберт Штраус в фильме “Оппенгеймер”, 2023

Эволюция главного героя, от эксцентричного ученого-энтузиаста до сомневающегося отца атомной бомбы, поражает своей глубиной. Его хрупкость в контрасте с женщиной-куратором проекта отражает главные конфликты фильма: борьбу между гением и государством, между наукой и военными целями. 

“Оппенгеймер” показывает творческую задачу, которую нужно решить в кратчайшие сроки. Правительство США хочет использовать наработки ученого в своих целях – опередить Германию и СССР в создании атомной бомбы. Фильм артикулирует политический смысл, подчеркивая деструктивную природу власти. Бомба символизирует могущество и силу, привлекая аналогии с атомной бомбой, о которой упоминал Кубрик.

Нолана часто критикуют за второстепенные роли женщин в его картинах, и новый фильм не исключение. Однако здесь он строже обращается к мужским персонажам, явно указывая, что жажда славы и доминирования ведут к страданиям. История Штрауса – яркий пример того, как желание испортить карьеру ученого оборачивается гибелью собственной репутации. Режиссер ловко играет с масштабами, переходя от вопросов войны и мира к микроскопическим деталям конкуренции между мужчинами.

Кадр из фильма “Оппенгеймер”, 2023

Игра Киллиана Мёрфи передает измотанное состояние героя после бомбардировок Японии. Кроме блестящей репутации Нолана, “Оппенгеймер” становится примером того, как авторские фильмы могут конкурировать с крупными франшизами. 

Участники Манхэттенского проекта рассчитывали, что создав самое мощное оружие, они положат конец всем войнам. Однако их иллюзии развеялись, и время показало, что ключ к вечному миру скрывается точно не в создании разрушительного оружия.

Больше из мира кино

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии