Тимоти Шаламе – один из самых блестящих актеров нового поколения. 27-летний номинант на премию “Оскар” (за фильм “Зови меня своим именем”) неоднократно разбивал сердца зрителей печальными глазами, в которые те вливают свою тоску и любовь к актеру. Его роли в фильмах “Красивый мальчик”, “Маленькие женщины” и “Кости и все-все-все” отличались непревзойденной способностью быть одновременно манящим и тоскующим, но при этом отчужденным. Выбрать мечтательного Шаламе на роль молодой версии возбудимого, вспыльчивого и опасного Вилли Вонки. Но, увы, как показывает новый фильм “Вонка“, выбор оказался ошибкой.
Подробнее о фильме:
Веселый Вонка приплывает в неназванный европейский город (экстерьеры снимались в Бате) с планами открыть шоколадный бутик. Но сначала он сталкивается с враждебным картелем элитных английских кондитеров, мошенником из Нью-Йорка (Кигэн-Майкл Ки) и злой кокни-хозяйкой по имени миссис Скраббит (Оливия Колман). Попутно, всякий раз, когда мы начинаем смиряться с мыслью о том, что Шаламе – новый и потенциально интригующий “эмо Вонка”, Кинг произносит реплику, которую мог бы произнести Уайлдер: “Замолчи и прислушайся! Поцарапай это! Переверните это!” Это сразу же настраивает актера главной роли на сравнительный провал, ведь это сродни просьбе создать впечатление Брандо в перезапуске “Крестного отца”.
Однако настоящее преступление адаптации в том, что вокруг Вилли Вонки ничего не происходит. Есть несколько намеков на подсюжет о матери Вонки, которую играет Салли Хокинс с ирландским акцентом Джонни Деппа, и появление речной лодки Деппа из “Шоколада”. Но стоит снять слой конфет (дизайн постановки, признаться, великолепен), стряхнуть сахарные наполнители (см. бессмысленную сцену в зоопарке), и все впечатление становится полым, как пасхальное яйцо.
В фильме неизбежно затрагиваются актуальные темы и идеи. “Жадные всегда побеждают нуждающихся! Так устроен мир”, – говорит новый закадычный друг Вонки, осиротевший книжный червь по имени Нудл (Калах Лейн). Это одна из тех реплик, которая сама по себе звучат ханжески, но в контексте многомиллионной интеллектуальной собственности, созданной при поддержке Голливуда и проповедующей безудержный коммерциализм и радости простого потребления шоколада, она близка к отвращению. К тому же, Нудл любит книги, и поэтому, как это уже почти обязательно в мейнстримовых семейных блокбастерах, фильм рассказывает о важности чтения и ценности литературы, как бы компенсируя свое осквернение оригинального материала Роальда Даля.
В другом месте Хью Грант, похититель сцен из “Паддингтона 2”, милосердно обеспечивает столь необходимый эмоциональный адреналин в роли восхитительно глупого Умпа-Лумпы с CGI-улучшением. В фильме с сейсмически безвкусными спектаклями и вялым повествованием, пожалуй, уместно, чтобы самым убедительным и легко узнаваемым персонажем был крошечный зеленоволосый гомункул.