В апреле прошел 45-й Московский международный кинофестиваль, который открывала картина Бориса Хлебникова “Снегирь” – фильм-катастрофа, снятый по мотивам книги Георгия Владимова “Три минуты молчания”. “Кинопоиск” даже назвал эту работу лучшим российским фильмом 2023 года. Разберемся, так ли это на самом деле.
На рыболовное судно “Снегирь” отправляются два студента-первокурсника морской академии – Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников). Там их встречают суровые моряки, которые далеко не рады тому, что теперь им придется учить молодых судоходству и воспитывать в них настоящих мужчин. Пока парни понемногу постигают азы профессии и пытаются найти общий язык с коллективом, капитан судна решает заплыть в территориальные воды Норвегии и нарывается на шторм.
Довольно сложно ждать от Хлебникова вдохновляющего портового романса про взросление, закалку характера и преодоление жизненных трудностей. Хотя сначала фильм вроде и движется по этому курсу. “Снегирь” не романтизирует рыболовный промысел и не рассказывает про дух свободы или жажду приключений. Дух авантюризма если и был у “ассисяев”, то разрушился сразу после нагоняев от синеватых мужичков на борту. Дедовщина на “Снегире” не учит молодых морскому делу, а делает из мягкотелых салаг настоящих мужчин. По крайней мере, так думают моряки.
То, что сразу бросается в глаза, – пропасть между поколениями. Бумеры и зумеры хоть и пытаются как-то наладить связь, но выходит это у них, мягко говоря, так себе. Если с Геннадием (Александр Робак) они нашли общий язык, то с Юриком (Тимофей Трибунцев) постоянно возникают конфликты. Хлебников, подобно российским и советским классикам, вновь поднимает проблему отцов и детей. Не сказать, чтобы он решил ее или показал что-то кардинально новое, но вот тему мужского братства раскрыл очень даже неплохо. Несмотря на безумный шторм, всеобщую панику и жесткое похмелье, команда не теряется и помогает друг другу.
Тревога не уходит даже под конец фильма. На смену этим “асисяям” придут новые, те же мужики под градусом продолжат покорять море, но вот халатность, из-за которой команда чуть не похоронила себя, скорее всего, останется. Становится грустно от того, что в трагедиях чаще виновата не плохая погода, а человеческий фактор.
“Снегирь” не самый выдающийся фильм российских режиссеров, но, как минимум, точно не самый худший.