Фильм “Барби” вышел в мировой прокат 20 июля, а в России, хоть и не совсем легально, появился в кинотеатрах 14 сентября. Мировые сборы составили чуть больше 1,4 млрд долларов – примерно половина из них пришлась на США. Причем Минкульт РФ официально запретил показ “Барби” и другого нашумевшего фильма “Оппенгеймер”, пояснив, что картины не соответствуют задачам «по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей». Разберемся, так ли это на самом деле и в чем истинный смысл фильма.
Барбиленд – вымышленный город, где все красиво и идеально. Всех женщин зовут Барби, и чувствуют они себя очень свободно: живут в открытых розовых домиках, любят модные наряды, каждый день проводят вечеринки и никогда не грустят. У каждой Барби есть свой Кен, единственная задача которого – ждать, когда Барби обратит на него внимание.
Но вдруг одна из Барби (Марго Робби) замечает в себе изменения: стопы стали плоскими, хотя в Барбиленде все ходят на цыпочках, появился целлюлит и почему-то она задумывается о смерти. Обратившись к странной Барби (Кейт МакКиннон), она узнает, что в этом виновата девочка, которая играла с ней в детстве. Чтобы решить проблему, нужно отправиться в реальный мир и найти ту самую девочку. Из-за того что Кен (Райан Гослинг) не может расстаться с Барби ни на минуту, он отправляется с ней в Лос-Анджелес. Там он узнает про патриархат, где мужчины правят миром, а не женщины, и уезжает обратно в Барбиленд с мыслями устроить патриархальную революцию.
Удивительно, но разрабатывать фильм о Барби начали еще в 2009 году. Сначала этим занимались компания Universal Pictures и продюсер Марк Лоуренс. Они планировали снять классическую историю о Барби, живущей в идеальном мире. В 2014 году права на адаптацию получила Sony Pictures, а роль главной героини хотели отдать комедийной актрисе Эми Шумер, однако вскоре она отказалась от проекта. Шумер назвала сценарий “недостаточно феминистским и не очень крутым”. После ухода комедиантки новой Барби стала актриса Энн Хетэуэй, однако вскоре она также отказалась от Барби. Как итог, в 2018 году окончательным производителем фильма “Барби” стала кинокомпания Warner Bros.
В 2021 году компания утвердила режиссера – им стала Грета Гервиг. Вместе с мужем Ноа Баумбаху они переписали сценарий “Барби”, отказавшись от розового, идеального мира. Раньше пара снимала независимое кино (например, в жанре мамблкор) и старалась не прикасаться к большим студийным проектам. Однако после успеха “Маленьких женщин”, когда картина получила шесть номинаций на “Оскар” и одну победу, Гервиг окончательно покинула режиссерскую инди-тусовку.
“Барби” стала для Гервиг и Баумбаху фундаментально новым проектом. Здесь пришлось выдерживать баланс между студийной цензурой и авторским стилем, присущем мелкому жанровому кино. Причем Гервиг познала тонкости массового феминистского кино и нашла ключи к уязвимым точкам женской аудитории.
За два часа хронометража раскрываются десятки социальных проблем: от феминизма и равноправия до депрессии и поиска себя. Неожиданно, но Гервиг не скатывается в типичную фем-историю о том, что женщин ущемляют, принижают и т.п. Она смотрит на проблему с нескольких сторон. В Барбиленде царствует матриархат: женщины правят миром, они в центре внимания и все принадлежит им. Мужчины же живут без забот, кутят на пляже (для этого даже придумали специальный термин – “пляжить”) и ждут, когда Барби снизойдут к ним.
Но в реальном мире Барби и Кен видят совершенно другую картину. Мужчины там сильные и уверенные, зарабатывают большие деньги и являются хозяевами мира. Кену приходится по душе такая модель мира, поскольку всю жизнь он находился в тени, и в Барбиленде он начинает строить свою, патриархальную систему. В то же время Барби наблюдает обратную картину розового царства.
Через весь фильм проходит борьба двух моделей – матриархата и патриархата – но все сводится к единому аккорду только в конце. Чтобы создать гармоничный мир, важно каждое “я”, и любой перевес в одну из сторон оборачивается хаосом. Гервиг становится Котом Леопольдом и ставит жирную точку в этом вопросе.
Барби – это красивая и пустая жизнь, и чтобы она стала полноценной, кукла должна стать человеком. За красивым пластмассовым миром нет счастья, за радикальным феминизмом нет женственности, за токсичной маскулинностью – мужественности. Гервиг видит только один выход – найти и принять себя.