На Берлинском кинофестивале, который проходил этой зимой, показали новую картину Мэтта Джонсона “Кто убил Blackberry” – историю создания первых в мире смартфонов. Это байопик о том, как компания Blackberry опередила время, но так и не смогла закрепиться на американском технологическом рынке.
В конце 90-х канадские энтузиасты сняли небольшой офис в провинциальном городе Уотерлоу (Канада), где совместными усилиями изобрели первый в мире смартфон. Им пользовались крупные бизнесмены и даже президенты, но после выхода айфона резко пересели на “яблочные” продукты, и Blackberry стал терять свои позиции. Истории взлета и падения стартапов – одни из любимых в США. В этом году также выходила работа Бена Аффлека “Air: Большой прыжок” про подписание Майкла Джордана в Nike и их совместную работу и хорошо показала себя в мировом прокате.
Биография Blackberry идеально подходит к формату байопика, и даже интересно, почему кинематографисты только сейчас решили снять по ней полноценный фильм. Здесь и кучка замкнутых гениев, и корпоративные “предатели”, и жесткие менеджеры, убившие энтузиазм и превратившую компанию в бездушную машину для заработка денег, и ряд мечтателей, которые хотят изменить мир. В общем, все герои для хорошего кино. Самое интересное, что здесь нет типичных “хороших” и “плохих”, а герои из одного архетипа постепенно переходят в другой. Тот же Майк Лазаридис (Джей Барушель), основатель компании Research in Motion, породившей Blackberry, в начале фильма предстает амбициозным, мечтательным визионером, готовым ломать границы всего и вся. В конце – расчетливым бизнесменом, ставящим первичной целью деньги и находящимся в панике от того, что вот-вот Apple перевернет мир технологий и выбьет Blackberry с рынка. Глядя на жизни героев, становится грустно от того, что их мечты, у некоторых даже чересчур утопические, разбиваются о суровую реальность.
Для режиссера Мэтта Джонсона это очень личный фильм – он канадец, и снимает кино про канадскую компанию. Как патриот, он нанял молодых канадских режиссеров на роли инженеров, постоянно находящихся вокруг главных героев. “Кто убил Blackberry” имеет свой, уникальный стиль, непохожий на другие. Почему? Джонсон начал карьеру в YouTube с веб-сериала “Шоу группы “Нирвана”, без бюджета и профессиональных актеров. Абсурдный юмор, нарочито смешные образы героев, неловкая импровизация, напоминающая стендап-разгоны со зрителями, перетекли к героям Blackberry.
Если бы фильм снял другой, профессиональный режиссер, он стал бы типичной историей об “успешном успехе”, а в случае с Blackberry “неуспешном успехе”, но в руках Джонсона картина выглядит как манифест здоровой стагнации. Мысль Джонсона довольно проста – чтобы быть счастливым, надо заниматься своим делом, но понимать ограничения и не превращаться в “бездушных коммерсов”.