Предрелизная шумиха вокруг нового фильма Marvel была ужасной. Поступали сообщения о дорогостоящих пересъемках, не слишком удачном летнем тестовом показе и режиссере Ниа ДаКоста, которая уехала в Лондон, чтобы подготовить новую экранизацию “Хедды Габлер”, в то время как ее проблемный комикс так и не был закончен.
Проблемы Marvel
И да, он прибывает в опасное время для Marvel Studios, машины супергеройских фильмов, которая выпускает провалы по мнению критиков (“Доктор Стрэндж в Мультивселенной безумия”), коммерческие провалы (“Вечные”, “Человек-муравей и Оса: Квантумения”) и брендированную фабулу для Disney+. Если добавить к этому глобальное распространение “усталости от супергероев” и разочарование мировой аудитории, которая предпочла потратить почти миллиард долларов на трехчасовую лекцию о физике и политике (“Оппенгеймер“), становится очевидно, что “Марвелам” придется стать чем-то действительно особенным, чтобы героически противостоять всей этой негативной энергии.
Сюжет
Marvel представила убойную мешанину из уже существовавших стилей Marvel, сюжетных линий и героев Marvel. Протагонист телесериала “Мисс Марвел” Камала Хан (Иман Веллани) и персонаж второго плана из WandaVision Моника Рамбо (Тейона Паррис) случайно оказались вместе с Кэрол Дэнверс (Бри Ларсон), звездой марвеловского хита 2019 года “Капитан Марвел”.
Мгновенно объединившись по причинам, имеющим смысл только для маркетологов Disney, троица отправляется на миссию, чтобы остановить уничтожающего планеты Кри суперзлодея Дар-Бенна (Зави Эштон) от соединения двух светящихся браслетов, известных как “квантовые полосы”, и тем самым пробить дыру в ткани пространства-времени, что позволит мультивселенной разрушиться.
Даже в качестве актерского упражнения это не работает. Это фильм, в котором грустная Ларсон – женщина, получившая “Оскар” за “Комнату”, – призвана произнести бессмертную фразу с глицериновой слезой, казалось бы, приклеенной к щеке: “И вот так я получила имя Аннигилятор”. Эштон с трудом справляется с темной злобой и в основном изображает легкое недоумение, как Вод в “Свежем мясе”, но в космосе. А Веллани повторила свой гиперактивный трюк с Томом Холландом в роли Питера Паркера, только на этот раз с изнурительной привычкой объявлять свое полное имя, как Жан Вальжан из “Отверженных”, куда бы она ни пошла. “Я Камала Хан! Я Камала Хан! Кто я? Я Камала Хан!”
Это выглядит как дешевое кино – сцены внутри суперкорабля Кри Дар-Бенна кажутся созданными из трофеев икеевского разгрома, с полосатыми лампочками и игривой обшивкой в сканди-стиле. И это главная проблема фильма.
Создание фильма
Сценарий написан совместно ДаКостой и двумя телевизионными сценаристами (из “Локи” и “ВандаВижн”), и в нем есть пара нелепых моментов, которые могли бы хорошо работать в стриминге, но на большом экране просто умрут под вопли смущения. Среди них – посещение троицей “музыкальной” планеты, жители которой общаются исключительно с помощью песен. Это хорошая идея, явно позаимствованная из всех этих телевизионных “музыкальных” спецвыпусков (“Анатомия Грей”, “Скрабс”, “Баффи”). Но подается она с творческой робостью, и ни Ларсон, ни ДаКоста не выглядят уверенными в ней, предпочитая быстро вернуться к бряцанию браслетов и плохим диалогам. Поздний эпизод с инопланетными кошками и музыкой Эндрю Ллойда Уэббера мог бы сработать в более анархичном мире, скажем, режиссера “Тора Рагнарока” Тайки Вайтити. Но здесь амбиции ограничены, а анархия шаблонна.
Самый большой скандал, однако, заключается в том, что неизбежный провал “Марвелов” (он плохо “отслеживается” среди потенциальных зрителей) будет широко растиражирован как доказательство того, что “если ты проснулся, ты разоришься”, и что супергерои должны быть только мужчинами, белыми и натуралами. Сообщалось, что запаниковавшая Marvel теперь размышляет о дальнейших приключениях Железного человека Роберта Дауни-младшего. Это недальновидная чепуха, которая делает разнообразие козлом отпущения за плохое повествование. А Marvel быстро становится примером плохого повествования. Некогда неприступный бренд разлетелся, как пролитая кола, оставив после себя лишь сахаристый осадок.