По киновселенной Marvel выпущено около 30 фильмов и примерно 20 сериалов, и кажется, что предела им нет. Но крайние проекты компании стали получать в разы меньше положительных отзывов и прокатных сборов (крайний фильм “Капитан Марвел 2” собрал всего лишь 197 млн долларов при общем бюджете в 220 млн). Marvel долгое время доминировала в супергеройской индустрии, но с каждым днем ее будущее становится все более мрачным.
История супергеройских фильмов
История супергероев корнями уходит в XX век, но из-за технических ограничений персонажи с суперспособностями не привлекали внимание режиссеров и крупных киностудий. Все изменилось с выходом фильма “Супермен” в конце 70-х, который не просто показал борьбу добра со злом, но и представил совершенно нового персонажа.
Впрочем, даже успех “Супермена” не способствовал бурной экранизации комиксов. Более того, двадцать лет назад мира с разветвленными вселенными и пересекающимися сюжетами, как сегодня, не существовало. Фильмы о супергероях приписывали к смежным жанрам, не имея общего художественного кода.
Супергеройские проекты того времени различались видением режиссеров, и несмотря на успех отдельных фильмов, им часто не хватало той связности, которая присуща комиксам. Киностудии чаще строили повествование вокруг одного героя или маленькой группы персонажей.
Студия Marvel решила создать свою киновселенную – это больше походило на творческий эксперимент, чем на продуманный бизнес-план. Они постепенно смогли объединить разные персонажи и истории в одну крупную вселенную, что и стало причиной их успеха.
История Marvel
Киновселенная Marvel начала свой путь как независимая студия, поставившая все на карту с фильмом о не очень известном супергерое и скандальной звездой (Роберт Дауни-младший) в главной роли. “Железный Человек” был не экранизацией определенного комикса, а скорее портретом героя и его истории. То же самое можно сказать о других ранних фильмах – “Невероятный Халк”, “Тор” и “Первый мститель”. Если зрители уже знали Человека-Паука, то с этими героями их нужно было познакомить.
Кевин Файги, ответственный за киновселенную Marvel, пришел в индустрию больше как поклонник кино, нежели как фанат комиксов. Он считается главной творческой силой студии, который формирует художественную стратегию франшизы. Кроме него, к Marvel приложили руку и яркие режиссеры: Шейн Блэк, Тайка Вайтити, Райан Куглер и Члоэ Жао. Но одним из ключевых стал Джеймс Ганн – единственный режиссер, сумевший создать законченную трилогию внутри франшизы (“Стражи Галактики”). Его фильмы отличались ярким визуальным стилем, винтажными саундтреками и сильно выделялись среди остальных проектов Marvel.
Статьи по теме:
Каждый фильм Marvel за последние десять лет выходил как знаковое спортивное событие, объединяющее зрителей во всем мире. Лучшее подтверждение этому – “Мстители: Финал”, который стал кульминацией Саги Бесконечности и занял второе место в списке самых кассовых фильмов. Успех Marvel сделал их законодателем моды в построении киновселенных.
Главный конкурент Marvel – франшиза DC с Суперменом, Бэтменом и Чудо-Женщиной. Однако DC пока не смогла найти свою формулу успеха и готовится к перезапуску вселенной под руководством Джеймса Ганна.
Развитие мультимедийных миров для киностудий стало коммерчески выгодным, поскольку прибыль приносят не только фильмы, но и сопутствующие к ним товары. Однако такая стратегия имеет свои недостатки – фильмы становятся скорее маркетинговым инструментов, а не художественным произведением.
Кризис современности
Есть мнение, что популярность супергеройских фильмов отражает запрос на стабильность и безопасность в обществе после трагедии 11 сентября. Также как в первой половине 20 века супергерои отражали общественное настроение после Великой депрессии и Второй Мировой войны. “Мстители: Финал” вышли на пике жанра за год до пандемии коронавируса, которая навсегда изменила киноиндустрию.
Супергерои, которые привыкли сражаться с четко обозначенным злом, вероятно, не справились бы с вирусом или экономическим кризисом. Однако пандемия изменила распространение контента: закрытие кинотеатров заставило зрителей перейти на стриминговые платформы. Marvel, уже создававшая линейку сериалов до пандемии, стала придерживаться традиционного телевизионного формата, выпуская серии раз в неделю.
Хотя бюджеты телесериалов Marvel сравнимы с блокбастерами, они лишены особого праздничного настроения, присущие премьерам в кинотеатре. А огромное количество контента затрудняет понимание, на что обращать внимание.
Крайние фильмы и сериалы Marvel продолжают обсуждать актуальные социальные проблемы: женская идентичность, расовое происхождение героев и проблемы миграции. Однако связь всех этих элементов с мультивселенной и планами канга пока неясна.